суббота, 2 февраля 2013 г.

тарифная сетка оплаты труда педагогов

Задачи нашей работы заключаются в том, чтобы:

Цель данной статьи ЂЂЂ проанализировать механизмы формирования заработков в бюджетной сфере, а также их уровень и структуру, на примере общеобразовательных школ. Мы хотим понять, какие факторы влияют на размеры заработков учителей, каким образом централизованная система оплаты труда учителей подстраивается под региональные/локальные экономические реалии.

Общеобразовательные школы и по количеству учреждений, и по числу учащихся, и по доле занятых доминируют в секторе образования. Примерно каждый второй, занятый в образовании, работает в общеобразовательной школе  . Поскольку школы как организации относительно однородны, они представляют собой удачный объект для изучения процессов дифференциации и адаптации системы оплаты труда в бюджетных учреждениях.

Данная статья посвящена анализу того, как и из чего складывается фактическая оплата труда в специфическом сегменте рынка труда ЂЂЂ общеобразовательных школах. Ряд обстоятельств стимулирует исследовательский интерес к этому сегменту рынка труда. Во-первых, действительная модернизация образования невозможна, если труд в этой сфере не получает достойной экономической оценки. Относительно заниженная оплата будет выталкивать из этой сферы наиболее квалифицированных работников; а завышенная ляжет неподъёмным бременем на региональные бюджеты. Напомним, что основная доля расходов на образование ЂЂЂ это расходы на оплату труда занятых в этой сфере работников. Во-вторых, численность занятых в данном секторе значительна, а потому она влияет на многие параметры функционирования региональной экономики в целом и региональных рынков труда, в частности. В-третьих, подавляющее большинство школ являются государственными учреждениями, тщательно регулируемыми и плотно опекаемыми государством. Отсюда возникает возможность исследовать специфические особенности функционирования рынка труда применительно к бюджетному сектору. В-четвертых, забастовочная активность работников системы образования в 90-е годы регулярно посылала сигналы бедствия в прямом и в переносном смысле, что политизировало проблему и будоражило общественное мнение.

Вопрос о том, сколько должен «стоить» школьный учитель, в последнее время активно обсуждается и политиками, и педагогами, и всё чаще экономистами. Все единодушны в том, что оплата должна быть достойной и намного выше, чем сегодня. Однако, несмотря на неоднократное и значительное увеличение расходов на образование в целом и на оплату труда в школах, положение школьного учителя на межотраслевой шкале относительных зарплат почти не меняется. Возможно, такая устойчивость связана с тем, что денег по-прежнему недостаточно. Но не исключено и другое: мы плохо представляем, как фактически формируется заработная плата в общеобразовательных школах, а потому предпринимаемые меры «бьют» мимо. Хотя спрос на труд здесь формируется государством, предложение труда подчиняется законам рынка. Рынок труда работников бюджетных отраслей остаётся практически неисследованным, а потому политика оплаты труда исходит из простейших нормативных представлений, не подкрепленных эмпирическим анализом. Тот факт, что на долю тарифа приходится менее половины начисленной заработной платы в образовании  , говорит о том, насколько реальная жизнь богаче нормативных схем.

Согласно бюджетным показателям, основная доля расходов на образование ЂЂЂ это расходы на оплату труда занятых в этой сфере работников, в том числе школьных учителей, чье кризисное экономическое положение неоднократно обсуждалось. В последние годы был предпринят ряд мер по увеличению расходов на образование в целом и на оплату труда в школах. Однако положение школьного учителя не межотраслевой шкале относительных зарплат почти не изменилось. «Полит.ру» публикует исследование Галины Монусовой «Сколько ЂЂЂстоитЂЂЂ школьный учитель», в котором автор предлагает свое объяснение неэффективности принимаемых мер по увеличению заработной платы школьных учителей. «Мы плохо представляем, как фактически формируется заработная плата в общеобразовательных школах, а потому предпринимаемые меры ЂЂЂбьютЂЂЂ мимо», ЂЂЂ утверждает автор и предлагает обширное исследование, посвященное тому, как и из чего складывается фактическая оплата труда в общеобразовательных школах. Статья опубликована в последнем номере журнала « » (2007. ЂЂЂ 2), издаваемого Аналитическим Центром Юрия Левады.

Сколько «стоит» школьный учитель? Формирование заработной платы в общеобразовательных школах (ПОЛИТ.РУ)

Сколько «стоит» школьный учитель? Формирование заработной платы в общеобразовательных школах (ПОЛИТ.РУ) - Новости российского образования: статьи, публикации, материалы - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

Комментариев нет:

Отправить комментарий