
ШРЕДЕРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРЕРАБОТКИ ЛОМА КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП СТРОИТЕЛЬСТВА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА
Другим современным способом утилизации негабаритного лома является переработка лома на пресс-ножницах с предварительной подпрессовкой в приемной камере. Пресс-ножницы – наиболее универсальный агрегат для переработки как крупного, так и легковесного и смешанного лома с гораздо меньшим объемом предварительной сортировки, в отличие от шредерной установки.Оба способа переработки требуют предварительной сортировки лома. Она производится для извлечения требующих огневой резки крупногабаритных и длинномерных кусков, а также габаритных кусков лома, которые не требуют разделки и могут сразу после их извлечения направляться в ЭСПЦ. Кроме того, при сортировке производится отделение предметов, плохо приспособленных к переработке на современных ломоперерабатывающих агрегатах.Сортировка смешанного лома производится как при разгрузке ж/д вагонов, так и на специальных площадках при его перевалках к местам переработки с помощью мобильных погрузчиков, оснащенных грейферными захватами.
Использование шредерного лома традиционно связано с выплавкой стали в электропечах.Опыты по использованию шредерного лома в электропечах Молдавского и Белорусского металлургических заводов показали положительные результаты: большая насыпная плотность, меньше вредных примесей, меньший расход электроэнергии и кислорода и т.д. Это приводит к мысли, что использование шредерного лома возможно не только в электропечах, но и в конвертерах.
Шредерная переработка легковесного лома кардинально решает проблему получения габаритного, готового к использованию в сталеплавильных агрегатах лома с отделением вредных примесей, т.е. является наиболее современным и пока единственным способом эффективной переработки легковеса.Необходимо отметить большое количество шредерных установок в западных странах (которые используются, главным образом, для переработки отслуживших свой срок автомобилей). В странах Евросоюза число таких машин составляет 40-50 шт., в США – и 200 шт.В России в настоящее время построены только 5 шредерных установок – в Московской области, Санкт-Петербурге, пос. Афипский и г. Старый Оскол.
Пакетирование известно давно и применялось довольно широко. Но с ростом требований к шихте по качеству стали и эффективности работы использование пакетов ограничивается из-за большого количества мусора и вредных неметаллических примесей.Для получением пакетов относительной чистоты по вредным примесям требуется более тщательная сортировка легковесного лома перед пакетированием, заключающаяся в использовании магнитных сепараторов, виброгрохотов и другого оборудования для максимального отсева мусора и вредных примесей. Это достаточно дорого и кардинально не решает проблему чистоты пакетов. Поэтому в шихте электропечей допускается использовать не более 15% пакетов (на практике – 5-8%) размером 600x600x600 мм.
Для переработки легковесного лома существует 2 основных способа: пакетирование и шредерная переработка.
Таким образом, факт роста доли легковесного лома вполне согласуется с данными об общем уменьшении насыпной плотности покупного лома.
Третья особенность покупного лома – постепенное изменение соотношения крупного и легковесного лома, что видно на примере Московского региона, где в 2000 г. количество крупного (габаритного и негабаритного) лома марок ЗА и 5А и легковесного лома 12А находились в соотношении 55% и 40%. В настоящее время это положение кардинально поменялось и доля легковесного лома выросла до 60%, а крупногабаритного уменьшилась до 35%.
Вторая особенность товарного лома – все менее возможная закупка «чистой шихты», т.е. лома с известным и стабильным химическим составом и габаритами кусков.Все чаще встречается несоответствие требованиям ГОСТа качества поступающего товарного лома, в частности – смешение углеродистого, легированного и чугунного лома, что требует более тщательной сортировки.Таким образом, понятие «смешанный лом» все чаще применимо к характеристике поступающего лома, и проблемой становится даже поставка простого легковеса для пакетирования, потому что в нем много инородных вкраплений, а это негативно сказывается на плотности пакетов.
Первое, что характеризует в настоящее время покупной товарный лом, – тенденция к снижению его насыпной плотности. Это объясняется дефицитом тяжеловесного лома из-за экспорта, а также сокращением доли машиностроительного и увеличением доли амортизационного лома в структуре товарного сырья.Кроме того, замена разливки стали в слитки на непрерывную разливку существенно сократила объем прокатной обрези.
Выбор способа подготовки негабаритного лома – наиболее важный вопрос и зависит он, в первую очередь, от вида поступающего на завод лома.
По опыту эксплуатации современных электропечей в России и в мире, наиболее оптимальным является следующий состав завалки:• габаритный лом (2А, ЗА) – 80-85%;• пакеты (8А, 9А, 10А) – 5-8% (желательные размеры пакета 0,6х0,6х0,6м);• легковесный лом (11А, 12А, 13А) – 5-10%;• стружка стальная (14А, 15А, 16А) – 2%.
Содержание железа в ломе должно быть более или равно 95%. Максимальные размеры кусков лома 1,5x0,5x0,5 м, максимальный вес куска – 1,0 т. Желательные размеры кусков лома: длина – 300-600 мм, вес – до 0,4 т. Массовая доля кусков, вес которых составляет более 0,5 т, не должна превышать 5% от общей завалки. Содержание неметаллических материалов и мусора не должно превышать 1,5%. Содержание цветных металлов, особенно меди, не допускается более 0,3%.
Современный высокопроизводительный электросталеплавильный процесс предъявляет достаточно высокие требования к качеству металлозавалки по химсоставу, габаритам, пустой породе и насыпному весу.В завалке, как правило, используется металлолом габаритный, специально подготовленный, от легковесного до тяжеловесного, с различной насыпной плотностью от 0,6 до 2,7 т/м3 для обеспечения средней насыпной плотности 0,75-0,9 т/м3, что позволяет загружать лом в электропечь двумя корзинами. В завалке допускается применение небольшого количества пакетов. Нельзя использовать замасленные лом и стружку.
В последние годы Московский Гипромез разрабатывает объекты для переработки негабаритного металлолома для самообеспечения шихтой металлургических заводов.Сегодня обеспечение метзаводов подготовленным ломом особенно актуально: покупной габаритный лома все время дорожает и его качество становится по объективным причинам все ниже.Поэтому метзаводам стало выгоднее перерабатывать покупной негабаритный лом и уже после переработки в собственном отделении подготовки лома использовать в качестве шихты для выплавки стали.
Отделения переработки лома для сталеплавильного производства
Авторы статьи – Б.М. Шапиро, М.А. Бесчаснова, А.В. Соловьев (Московский Гипромез)
Планировка и показатели работы производственных отделений по переработке лома
Крупнейшая сеть ломоперерабатывающих предприятий России
Планировка и технические показатели работы производственных отделений по переработке металлолома. Сайт ПО Макси-Скрап Уралвторчермет
Комментариев нет:
Отправить комментарий